Планирование
Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование это процесс прогнозирования, разработки и установления системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей.
С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
· Постановка целей и задач
· Составление программы действий (проектирования)
· Вариантное составление программы (вариантное проектирование)
· Выявление необходимых ресурсов и их источников
· Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них
· Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме и т. п.
Планирование — является одной из ведущих функций управления и характеризуется следующими свойствами:
· общее осмысление будущего;
· прогнозирование условий среды;
· оценка ресурсов предприятия;
· прогнозирование развития ресурсов предприятия;
· конкретная проверка альтернативных возможностей и действий, учитывающая ситуацию на рынке;
· указание возможных действий для достижения целей предприятия;
· непрерывная задача, охватывающая все функции предприятия.
Основные задачи на уровне проекта:
· Сосредоточение внимания на приоритетных направлениях.
· Готовность к реакции на изменения во внешней среде.
· Сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций.
· Обеспечение четкого взаимодействия между подразделениями и исполнителями.
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
· по степени охвата (общее и частичное);
· содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности);
· предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);
· сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
· охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
· срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
· жесткое и гибкое.