Кто такой управленец и зачем он вообще нужен
Кто такой управленец и зачем он вообще нужен
Куда пойти учиться? Сейчас все больше выпускников идут в вузы на инженеров или разработчиков. Но задумывались ли вы когда-нибудь, кто управляет сейчас, и кто будет управлять «технарями»? Технологические коллективы очень агрессивно относятся к некомпетентности. Не этим ли определена «текучесть» инженерных кадров?
Иными словами – рынок требует работников-управленцев с двойным набором компетенций.
На сегодняшний день мы уникальная образовательная площадка по подготовке профессионалов-управленцев для промышленного сектора страны. К Вашим услугам сайты: http://cons-systems.ru/ и //upr-proektom.ru/.
Когда ресурс создавался, за базовые основы его учебных разделов был взят практический опыт работников – управленцев, работающих в строительных и промышленных секторах, а также опыт советской и российской научно-образовательной школы обучения инженеров, а также лучшие практики зарубежной подготовки.
В итоге всех обсуждений в 2012 году была запущена первая программа дополнительного образования по созданию и эксплуатации систем электроснабжения, которая назвалась просто «БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА И КАЧЕСТВО УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ И ЛИНИЙ СВЯЗИ» и была направлена на сектор строительства. Тогда, в начале, мы считали, что будем готовить специалистов для российской строительной отрасли. Однако после начала работы мы поняли, что надо меняться: захватывать новые сферы и направления. Родились программы по проектному управлению, организации проектирования, претензионной деятельности. Расширилась и технологическая часть: сейчас это строительство аэродромов и дата центров, пожарная безопасность и охрана труда.
Но, вернёмся к нашей теме: кто такие инженеры-управленцы?
Я для себя отвечаю так: инженер-управленец изучает не только своё технологическое направление, но и хорошо разбирается как в фундаментальных естественных науках, так и финансах, юриспруденции и психологии управления. То есть это такой руководитель на производстве, который достаточно погружен в технические процессы, чтобы ими руководить, не допуская управленческих ошибок. Только технически грамотный инженер-управленец может четко оценить, как работает тот или иной специалист, исходя из своих собственных знаний. Только он может отделить «передовиков производства» от «саботажников» и расставить людей в соответствии с их подготовкой и психологическими особенностями.
Когда я искал аналоги нашей идеи, я обратился к опыту СССР, где, например, существовала специальность «инженер-экономист». К слову, я и сам окончил именно такой инженерно-технический ВУЗ. Тогда студенты учились 5 лет, из них 3 года они изучали фундаментальные стороны своего направления, а потом 2 года специализировались технологически и осваивали основы психологии и менеджмента. По сути это те же вещи, которые изучаются сейчас, только называются они теперь по-другому.
Так что инженеры-управленцы уже давно работают в нашей экономике, выполняя функции менеджеров.
Мы привыкли, что везде встречаем так называемых менеджеров: в салоне по продажам мобильных телефонов, в ресторане и в кабинетах на вернем этаже в офисе крупного банка. Однако вернёмся к истокам:
«Менеджмент (англ. management — управление, система управления) — это совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы различных предприятий.
Менеджмент представляется в качестве процесса, окончанием или же его результативной точкой является конкретный результат в виде полученной продукции и достигнутых результатов. Менеджмент является системой, состоящей из отдельных частей, элементов, структура которых направлена на обработку входящих в неё ресурсов и их трансформацию в конечный результат.»
Как видите, продавец магазина имеет к этому очень отдалённое отношение. Функции менеджмента — конкретный вид управленческой деятельности, осуществляющийся различными приёмами, способами, организацией работы и контролем деятельности.
Какими качествами обладают инженеры-управленцы?
Главное качество, которым должен обладать инженер - управленец, это свобода мысли. Эта свобода рождается компетентностью и мотивированностью. Такие люди просто не ставят себя в рамки «что-то можно, а что-то нельзя», «что-то правильно, а что-то неправильно». Они понимают, что такое управление, что такое предпринимательство, что такое инженерия, что такое творчество в профессии, и используют это, чтобы менять мир.
Где работают инженеры-управленцы?
Если изначально мы предполагали, что инженеры-управленцы будут востребованы в промышленности, то, когда пришла пандемия, их применение расширилось. Почти год весь мир тормозился, и теперь экономика будет резко ускоряться. И самый большой спрос будет на нестандартно мыслящих людей, которые могут изобрести что-то новое.
Ресурсы сайтов http://cons-systems.ru/ и //upr-proektom.ru/ помогают готовить профессионалов будущего — квалифицированных инженеров-управленцев. На наших сайтах (и проводимых занятиях) студенты изучают организацию работы предприятий, бизнес-процессы внутри современных организаций и влияние рыночных отношений на производство. На протяжении всего обучения ведется работа с практикующими специалистами, которые передают свой практический опыт в ходе академических занятий и практикумов.
Вопрос преодоления дефицита инженерных кадров в настоящее встает особенно остро: нужно признать – настал момент, когда Россия стала испытывать ощутимую потребность в квалифицированных управленцах, инженерах и технологах, которые были и остаются опорой отечественного производства.
Дефицит инженерных кадров начал формироваться в 90-е годы, когда диплом о высшем инженерном образовании потерял свою ценность – инженеры не нужны были вовсе. Появились новые и, как казалось, более интересные и нужные профессии, и подавляющее большинство вчерашних инженеров, технологов и конструкторов стали менеджерами по продажам, специалистами по логистике, по маркетингу и связям с общественностью. Те же, кто остался верен профессии, на себе испытали многомесячные, а иногда и многолетние задержки зарплат и пережили явное падение престижа технических специальностей. Высшее техническое образование перестало быть почетным и престижным, и на долгие годы снизился приток абитуриентов на соответствующие факультеты.
К началу 2000-го года ситуация на рынке труда начала меняться – теперь уже отечественное производство почувствовало себя ущербным из-за недостатка квалифицированных кадров. Окончательно же сформировался спрос на инженерные специальности в сфере производства и технического обслуживания еще до кризиса конца 2008 года, а в настоящее время на рынке труда образовался явный дефицит. В условиях растущих рынков и появления большого количества иностранных компаний на российском рынке изменились требования, предъявляемые к потенциальным сотрудникам – кроме высшего технического образования стало необходимо хорошее знание иностранных языков, умение работать с различными компьютерными программами, по большей части не изучаемыми в вузах и, самое главное – умение работать с людьми.
Подготовка и переподготовка технических специалистов дело кропотливое и сложное. Мы не берём на себя ответственность за весь комплекс работ по обучению, мы только пытаемся вычленить в лавине информации существенные моменты и выбрать оптимальную, по нашему мнению, тематику занятий.
2021 год
С.А. Филин